Ценностные установки россиян: сравнение результатов онлайн- и офлайн-опросов

Авторы

  • Виолетта Игоревна Корсунова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-9180-5079
  • Борис Олегович Соколов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-5151-8147

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2083

Ключевые слова:

онлайн-исследования, эмансипативные ценности, Всемирное исследование ценностей, ценности выбора, ценности равенства, «Ценности в кризисе»

Аннотация

Использование онлайн-опросов имеет ряд преимуществ перед традиционными интервью: они дешевле, быстрее, доступнее, а также минимизируют влияние методологических факторов, таких как эффекты интервьюера. Отсутствие последних особенно важно при проведении исследований на сенситивные темы, так как в результате снижается доля социально одобряемых ответов. В то же время онлайн-опросы редко позволяют получить репрезентативные данные, что может приводить к ошибкам измерения и смещению содержательных оценок. В настоящем исследовании сравнивается качество данных офлайн- и онлайн-опросов в России. Для этого материалы двух онлайн-опросов («Ценности в кризисе» и «Онлайн-2018») сопоставляются с результатами седьмой волны Всемирного исследования ценностей в плане социально-демографических профилей и ценностных установок респондентов (на примере ценностей выбора и ценностей равенства). Показано, что данные онлайн-опросов репрезентативны по полу и возрасту, однако в них представлено меньше респондентов с низким уровнем образования и жителей сельской местности. Вместе с тем результаты говорят о наличии измерительной инвариантности факторной модели ценностных установок между двумя типами выборок, что позволяет напрямую сравнить полученные в ходе онлайн-исследований ценностные распределения с данными офлайн-опросов. В то же время в онлайн-выборках средние значения обоих ценностных индексов выше практически во всех социально-демографических группах.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Биографии авторов

Виолетта Игоревна Корсунова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Рональда Ф. Инглхарта

Борис Олегович Соколов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат политических наук, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Рональда Ф. Инглхарта

Загрузки

Опубликован

2022-07-07

Как цитировать

Корсунова, В. И., & Соколов, Б. О. (2022). Ценностные установки россиян: сравнение результатов онлайн- и офлайн-опросов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2083

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)