Образовательная миграция и этносоциальные конфликты в вузах России, Украины и США

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.1.08

Ключевые слова:

сравнительный анализ, высшее образование, образовательная (студенческая) миграция, этносоциальный конфликт, каузальный механизм, неоинституционализм, Россия, Украина, США

Аннотация

Представлены предварительные результаты качественного исследования академического взаимодействия и этносоциальных конфликтов в вузах городов России (Казань, Санкт-Петербург и Сыктывкар), Украины (Киев), США (Лос-Анджелес). В первой части статьи описывается общий контекст образовательных миграционных потоков в трех странах; на основании положений механистической перспективы, неоинституционального подхода и социологии повседневности формулируются теоретико-методологические основания исследования; описывается методика сбора данных. Особое внимание уделено влиянию потоков внешней и внутренней образовательной миграции на характеристики академической среды и ее конфликтного потенциала. Во второй части статьи на основании сравнительного анализа кейсов шести вузов реконструируются каузальные механизмы, включающие в себя элементы институционального, организационного и индивидуального уровня (уровня повседневного общения). В заключении характеризуются три обобщенные модели ‘не-возникновения’ этносоциальных конфликтов в организациях высшего образования. Делается вывод о наличии баланса между формированием «малых групп общения» и дружеских сетей между студентами и образованием (за счет изоляции и самоизоляции) «геттоизированных» групп внутри студенчества. Обсуждается соотношение между нормативным требованием равенства и актуальными академическими практиками в изучаемых организациях высшего образования в трех странах.

Опубликован

2017-03-10

Выпуск

Раздел

Социология труда, организаций и профессии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>