Образ священника в средствах массовой информации

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.6.10

Ключевые слова:

священник, церковь, православие, СМИ, масс-медиа, публицистика, издание, пресса, имидж, журналист, общество

Аннотация

В процессе реализации новой стратегии (в ответ на вызовы современности) Русская православная церковь пытается переосмыслить образ современного священнослужителя и представить обществу грамотного священника с широким кругозором, способного адаптировать духовное послание к пониманию представителей различных социальных групп и общностей. В связи с этим Московская Патриархия поддерживает стремление СМИ освещать церковную тематику с целью формирования у населения целостного и всестороннего представления о социальной роли духовенства. В данной статье проводится анализ деятельности светских и церковных печатных изданий по позиционированию образа священнослужителя. Рассматриваются методологические подходы, на основании которых реализуется журналистский замысел по описанию психологического и социокультурного портрета православного духовенства. Выявляются факторы, влияющие как на адекватность презентации этого портрета, так и на его искажение. Необходимость поиска новых методик для корректного освещения феномена священства рассматривается как насущная потребность. Автор приходит к следующим выводам: 1) позиционирование духовенства в качестве социальной группы связано с наличием консервативной и прогрессивной тенденций в обсуждении церковного дискурса; 2) светские СМИ в своих представлениях о священнике как социальном субъекте склонны к стереотипизации, поверхностным суждениям, «выхватыванию» крайностей из событийного ряда; 3) церковные СМИ не менее стереотипичны, в стремлении познакомить читателя с духовной мотивацией пастырской миссии презентуют не столько реальный образ, сколько идеальный тип священнослужителя; 4) отсутствие допуска к СМИ широкого круга выдающихся представителей духовенства ограничивает журналистский взгляд на проблематику священства; 5) церковь приходит к осознанию потребности более эффективного сотрудничества со светскими СМИ для достоверного и адекватного информирования населения об общественной деятельности Церкви.

Загрузки

Опубликован

2016-12-31

Как цитировать

Морозов, Е. М. (2016). Образ священника в средствах массовой информации. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 184. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.6.10

Выпуск

Раздел

Медиасоциология