социология профессий, священник, духовенство, церковь, служение, профессия, компетенции, общество, реформа, образование
Аннотация
В статье анализируются стратегии Русской Православной церкви по формированию профессиональных качеств современного православного духовенства в области просветительной и социальной работы, проблематизируется (не)противоречивость курса РПЦ на «модернизацию» священства, рассматривается содержание концептов «профессионализм» и «служение», каждый из которых по-своему раскрывает понятие «священнослужитель». Первый концепт подразумевает определенный набор знаний, навыков и выполнение ряда функций в обществе, второй - во главу угла ставит искренность веры и готовность к самоотречению во имя неё. Полное совмещение требуемых профессиональных компетенций и духовных качеств в личности отдельного священника трудно реализуемо на практике (1) из-за непреодолимых противоречий межу принципами секулярной и православной педагогики, (2) из-за противоречивости требований, предъявляемых к данным наборам компетенций и (3) из-за наличия определенных ресурсных ограничений в самой РПЦ. Методологическая основа исследования - сравнительный анализ подходов к определению положения общности «православное духовенство» в структуре российского общества, концептуальный анализ понятий. Эмпирическую базу составили анализ документов и вторичный анализ данных социологических исследований.