Двухкомпонентная модель поведения человека. Потребители тоже люди

Авторы

  • Олег Леонидович Чернозуб Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ https://orcid.org/0000-0001-5689-8719

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.2097

Ключевые слова:

маркетинговый прогноз, прогноз спроса, микросоциология, социальное действие, теория поведения, факторы поведения, двухкомпонентная модель факторов поведения, эксплицитные факторы, имплицитные факторы, социальная установка, ГАТО, ТОД/ТБП, IAT, MODE, RIM

Аннотация

В предыдущей статье (Двухкомпонентная модель поведения человека: может ли социология чему-то научить маркетинг? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 77-98) мы рассмотрели теоретические основания для перенесения опыта электоральных исследований на сферу маркетинга. Прикладное исследование эффективности позиционирования брендов на рыке витаминов позволило проверить сделанные предположения на практике.

В теоретическом плане обнаружилось, что двухкомпонентная модель поведения человека уверенно функционирует в новой для себя объектной области, что расширяет основания для признания ее универсального характера. Получает подкрепление парадигма «взаимодействия/взаимовлияния» факторов поведения, а конкурирующая с ней в рамках структурной теории установки парадигма их «полной независимости», напротив, — проблематизируется.

В методологическом отношении оказывается, что чувствительность эксплицитных и имплицитных средств измерения применительно к разным объектам и предметам наблюдения неодинакова, что само по себе составляет их важную сущностную характеристику.

Наконец, в практическом плане выяснилось, что подход, рассматривающий поведение как комплексный результат взаимодействия эксплицитных (осознаваемых) и имплицитных (неосознаваемых) факторов, позволяет получить объемную картину мотивов потребителей и избежать ошибочных управленческих выводов, которые, как оказалось, могут напрямую вытекать из результатов применения традиционных моделей.

Биография автора

Олег Леонидович Чернозуб, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, руководитель, Центр социально-экономических исследований, Институт социологии управления

Загрузки

Опубликован

2021-11-09

Как цитировать

Чернозуб, О. Л. (2021). Двухкомпонентная модель поведения человека. Потребители тоже люди. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.2097

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)