Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города

Авторы

  • Константин П. ГЛАЗКОВ

Ключевые слова:

пространство, городское пространство, социология пространства, образ города, не-место, воображаемость, ментальные карты, картографирование, сетевой анализ

Аннотация

В статье рассматривается эмоционально-практическая привязанность к району Китай-город трех категорий москвичей: 1) жителей района, 2) экскурсоводов, которые проводят экскурсии по району, 3) москвичей, которые иногда проводят там время. В связи с наблюдаемыми транзитными практиками пользования этим пространством поднимается вопрос о существовании и устройстве локальных смысловых комплексов — мест. Понимая под изучением городской среды фокус на взаимосвязи между человеком и местами, автор обращается к исследованиям образа города с помощью ментальных карт. Имея в виду, что ментальные карты как инструмент сбора данных требуют формализованных и теоретически обоснованных методов анализа, автор ориентируется на метод сетевого анализа в пространстве — space syntax. На разных этапах исследования использовались методы наблюдения, gps-tracking, социального и ментального картографирования. Были получены разнящиеся описания одних и тех же городских пространств представителями трех категорий информантов (жителями района, экскурсоводами и москвичами, иногда проводящими время в районе) и сделан вывод о пространственной упорядоченности и смысловой организации мест их привязанности. Значимость полученных результатов заключается в методических разработках в сфере работы с городским опытом, а также в подготовке информационной базы для обоснования и согласования возможных градостроительных и планировочных проектов на данной территории.

Загрузки

Опубликован

2013-11-10

Как цитировать

ГЛАЗКОВ, К. П. (2013). Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 136. извлечено от https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1523

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика