Будущее исследовательской индустрии: от конкуренции за бюджеты к поиску партнеров

Авторы

  • Тимофей Александрович Нестик Институт психологии РАН https://orcid.org/0000-0002-1410-4762
  • Наталья Николаевна Седова Институт социологии ФНИСЦ РАН https://orcid.org/0000-0001-8492-7847
  • Евгения Геннадьевна Климанова Маркетинговое агентство «Делфи»

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1899

Ключевые слова:

форсайт, будущее исследовательской индустрии, исследовательская экосистема, автоматизация, искусственный интеллект

Аннотация

Стремительные изменения в исследовательской отрасли, вызванные цифровой трансформацией и социальными изменениями, привлекают все больше внимания как со стороны академических исследователей, так и со стороны участников исследовательского рынка. Все более актуальной задачей становится определение возможных последствий внедрения цифровых технологий в исследовательские процессы, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта.

Цель настоящей статьи — проанализировать технологические, экономические, социально-политические и культурные факторы изменений в исследовательской индустрии и характеристики складывающейся под их влиянием новой экосистемы рынка прикладных исследований. Наш анализ опирается на результаты форсайт-сессии «Исследовательская индустрия: тренды и окна возможностей», проведенной с участием 24 экспертов по инициативе ВЦИОМ 11 сентября 2020 г.

На основе результатов сессии и серии интервью с экспертами нами проанализированы изменения на рынке прикладных социологических исследований, ожидаемые в ближайшие 3—10 лет, а также окна возможностей, открывающиеся для развития участников складывающейся исследовательской экосистемы. Делается вывод, что в ближайшие годы будет расти число исследовательских компаний, перешедших на бизнес-модели, основанные на обеспечении быстрого доступа клиентов к уникальному пользовательскому опыту, а также на встраивании исследовательских процессов во взаимодействие потребителей с продуктами клиентов за счет использования интернета вещей. Форсированное внедрение систем искусственного интеллекта повысит востребованность концептуализации и качественных исследований. Все более важным фактором успеха на рынке станет умение создавать уникальную ценность для клиентов за счет координации обмена ресурсами различных участников складывающейся экосистемы исследовательского рынка. 

 

Биографии авторов

Тимофей Александрович Нестик, Институт психологии РАН

  • Институт психологии РАН, Москва, Россия
    • доктор психологических наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии

Наталья Николаевна Седова, Институт социологии ФНИСЦ РАН

  • Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
    • старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований
  • Всероссийский центр исследований общественного мнения (ВЦИОМ), Москва, Россия
    • советник генерального директора

Евгения Геннадьевна Климанова, Маркетинговое агентство «Делфи»

  • Маркетинговое агентство «Делфи», Омск, Россия
    • генеральный директор

Опубликован

2021-03-04

Выпуск

Раздел

Практики говорят

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)