Обоснования принятия решений будущими российскими юристами в условиях ценностно-нормативной неопределенности: aequĭtas sequĭtur legem?

Авторы

  • Сергей Геннадьевич Ушкин Научный центр социально-экономического мониторинга https://orcid.org/0000-0003-4317-6615
  • Екатерина Александровна Коваль Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции https://orcid.org/0000-0003-0069-5335

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1885

Ключевые слова:

закон, справедливость, нормативно-ценностные установки, нормотворчество, ценностно-нормативная неопределенность

Аннотация

Профессиональная карьера зависит от ряда факторов объективного и субъективного характера. К последним, в частности, относятся ценностно-нормативные ориентации личности, характеризующие мировоззрение, уровень правовой культуры, моральное сознание. Они не только указывают на личностные особенности профессионалов, но и обладают прогностическим потенциалом для выявления установок на обоснование решений в условиях ценностно-нормативной неопределенности.

Особую ценность представляет исследование обоснования принятия решений теми, кто имеет возможность оперировать нормами, регулирующими отдельные социальные практики и общественные отношения в целом. Такими возможностями обладают представители юридических профессий, специализирующиеся в области нормотворчества и нормоприменения, то есть во многом определяющие ценностно-нормативную структуру общественного устройства. Изучение способов обоснования принятия решений в условиях ценностно-нормативной неопределенности профессионалами или будущими профессионалами позволяет в некоторой степени конкретизировать содержание представлений о социальной справедливости и действующих социальных нормах, а также оценку последних респондентами с точки зрения соотношения закона и справедливости.

С этой целью было проведено авторское социологическое исследование обучающихся на базе филиалов Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), расположенных в восьми российских городах — Ижевске, Казани, Калуге, Петрозаводске, Саранске, Санкт-Петербурге, Туле и Хабаровске. Всего опрошено 415 человек, по 10% от общей численности студентов очной формы обучения в каждом филиале, квотированных по полу и возрасту. Там, где было возможно, результаты сопоставлены с результатами исследования, проведенного по сходной методике в 2016 г. (N = 374).

Результаты исследования показали значимость проблемы соотношения закона и справедливости в представлениях студентов юридических специальностей и направлений подготовки. Выделено четыре модели: утилитаристская, либеральная, социалистическая и фаталистская. Выбор модели во многом определяет отношение к социальным практикам, которые проблематизируются в общественном сознании и воспринимаются или как ненормативные, или как неоднозначные.

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-011-00082).

Биографии авторов

Сергей Геннадьевич Ушкин, Научный центр социально-экономического мониторинга

  • Научный центр социально-экономического мониторинга, Саранск, Россия
    • кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга социальных процессов

Екатерина Александровна Коваль, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции

  • Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Саранск, Россия
    • доктор философских наук, главный научный сотрудник отдела научных исследований

Опубликован

2021-07-07

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)