Сильны ли слабые социальные связи? Рец. на кн.: Чентола Д. Законы социального заражения: 7 стратегий изменения общественного мнения и поведения. М.: ЭКСМО, 2022

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.1.2339

Ключевые слова:

Деймон Чентола, Марк Грановеттер, Стэнли Милгрэм, сильные связи, слабые связи, социальные сети

Аннотация

Автор рецензирует книгу американского социолога Деймона Чентолы, который, исходя из принципа доказательности, предлагает переосмыслить доминирующие подходы к рассмотрению сильных и слабых социальных связей. Чентола указывает, что предложенное Марком Грановеттером объяснение соответствует логике простых заражений и ориентировано исключительно на выполнение функций быстрого информирования и реагирования. Для того чтобы идея или социальная новация прижилась, требуется комплексное заражение, которое опирается на сильные социальные связи, где участники тесно связаны друг с другом, чем создают избыточность при коммуникации. В межгрупповом взаимодействии важность приобретает не географический охват сети, а количество мостов между представителями различных сообществ. Подчеркивается, что идеи о сильных связях становятся краеугольным камнем не только сетевой социологии, но и социологии управления, поскольку в сплоченных группах с развитыми внутри них контактами существенно повышается продуктивность.

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ (проект № 22-78-00082).

Биография автора

Сергей Геннадьевич Ушкин, Научный центр социально-экономического мониторинга

  • Научный центр социально-экономического мониторинга, Саранск, Россия
    • кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга социальных процессов
  • Всероссийский центр изучения общественного мнения, Москва, Россия
    • исследовательский менеджер

Библиографические ссылки

Баркер Дж. Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других. М.: Альпина Паблишер, 2022.

Barker J.A. (2022) Paradigms. The Business of Discovering the Future. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.)

Гладуэлл М. Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. М.: Альпина Паблишер, 2019.

Gladwell M. (2019) The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.)

Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31—50.

Granovetter M.S. (2009) The Strength of Weak Ties. Economic Sociology. Vol. 10. No. 4. P. 31-50. (In Russ.)

Ефанов А.А. Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 32—46. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1958.

Yefanov A.A. (2021) Deconstruction of an Influencer Image in the Modern Media Space. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 32—46. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1958. (In Russ.)

Кун Т. Структура научных парадигм. М.: АСТ, 2020.

Kuhn T. (2020) The Structure of Scientific Revolutions. Moscow: AST. (In Russ.)

Лебон Г. Психология народов и масс. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008.

Le Bon G. (2008) The Crowd: A Study of the Popular Mind. Moscow: TERRA — Book Club. (In Russ.)

Реймонд М. Исследование трендов: практическое руководство. М.: МИФ, 2020.

Reymond M. (2020) The Trend Forecaster’s Handbook. Moscow: MIF. (In Russ.)

Тард Ж.Г. Законы подражания. М.: Академический проект, 2011.

Tarde G. (2011) The Laws of Imitation. Moscow: Academic Project. (In Russ.)

Тетлок Ф., Гарднер Д. Думай медленно — предсказывай точно. М.: АСТ, 2018.

Tetlock P.E., Gardner D. (2018) Superforecasting. The Art and Science of Prediction. Moscow: AST. (In Russ.)

Ушкин С.Г. «Народ против»: протесты и протестующие в виртуальных социальных сетях. М.: Инфра-М, 2018.

Ushkin S.G. (2018) «People Against»: Protests and Protesters in Virtual Social Networks. Mosсow: Infra-M. (In Russ.)

Чентола Д. Законы социального заражения: 7 стратегий изменения общественного мнения и поведения. М.: ЭКСМО, 2022.

Centola D. (2022) Change: How to Make Big Things Happen. Moscow: EKSMO. (In Russ.)

Barabasi A. (2003) Linked — How Everything Is Connected to Everything Else and What It Means for Business, Science, and Everyday Life. New York, NY: Plume Books.

Rogers E.M. (2003) Diffusion of Innovations. New York, NY: Free Press.

Travers J., Milgram S. (1969) An Experimental Study of the Small World Problem. Sociometry. Vol. 32. No. 4. P. 425—443. https://doi.org/10.2307/2786545.

Watts D.J., Strogatz S.H. (1998) Collective Dynamics of ‘Small-World’ Networks. Nature. Vol. 393. No. 6684. P. 440—442. https://doi.org/10.1038/30918.

Загрузки

Опубликован

2023-03-07

Как цитировать

Ушкин, С. Г. (2023). Сильны ли слабые социальные связи? Рец. на кн.: Чентола Д. Законы социального заражения: 7 стратегий изменения общественного мнения и поведения. М.: ЭКСМО, 2022 . Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.1.2339

Выпуск

Раздел

Рецензия на книгу

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)