Городская гастрономия в практиках культурного потребления туристов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.5.3015

Ключевые слова:

гастрономия, туризм, гастрономическое впечатление, культурное потребление, местная кухня, городское пространство

Аннотация

В работе анализируются корреляты гастрономического выбора туристов и их опыт в области городской гастрономии, полученный в ходе путешествий. Особое внимание уделено изучению социокультурных и экономических потребностей туристов в практике потребления еды как культурного феномена современного города.

Дизайн исследования строился на сочетании количественного и качественного подходов. На первом этапе для сбора эмпирических данных использовался анкетный онлайн-опрос населения (N = 1369 человек, квотная выборка с контролем пола и возраста респондентов), на втором этапе проведены фокус-группы с информантами, имеющими значительный опыт туристических поездок, в том числе с гастрономическими целями (n1 = 6 и n2 = 7). Гайд фокус-групп включал вопросы, направленные на уточнение мотивации информантов, персонифицированного опыта культурного потребления городской гастрономии в ходе совершения туристических поездок.

Установлены завышенные запросы туристов к местной гастрономии: отмечается приоритизация экономических потребностей (качество питания, ценовая доступность) при актуализированном спросе на социокультурные аспекты сервисного обслуживания (дружелюбие, индивидуальный подход, гостеприимство). Туристы стремятся получать позитивные эмоции через опыт соприкосновения с аутентичным колоритом городской среды, что обусловлено поиском «пиковых» впечатлений в путешествии, позволяющим выйти за рамки обыденности, приобрести индивидуальный опыт освоения городского пространства. Более трети опрошенных респондентов в дополнение к традиционному функционалу еды демонстрируют востребованность развлекательного контекста городской гастрономии, нестандартной атрибутики потребления пищи и получения нового опыта. Эти дополнительные смыслы городской гастрономии находят отражение в туристических нарративах, рефлексии полученных впечатлений.

В ходе исследования были установлены риски интерпретационных искажений в восприятии городской гастрономии, замещения подлинного социокультурного опыта псевдообразцами гастрономических практик. Приоритизация развлекательного контекста, шаблонность туристических маршрутов редуцируют возможность реального приобщения к жизненному миру города. Полученные результаты вносят вклад в осмысление процессов культурного потребления в городах, углубление понимания специфики восприятия городской гастрономии в ходе туристической поездки.

Биографии авторов

Елена Викторовна Фролова, Финансовый университет при Правительстве РФ

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
    • доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии

Ольга Владимировна Рогач, Финансовый университет при Правительстве РФ

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
    • доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии

Библиографические ссылки

Веселов Ю. В. Современная социальная система питания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 1. С. 68—82.

Veselov Yu. V. (2015) The Contemporary Social System of Food. The Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 18. No. 1. P. 68—82. (In Russ.)

Веселов Ю. В., Чернов Г. И. Еда и мы: гастрономический портрет Петербурга (эссе) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. № 1. С. 182—209.

Veselov Y. V., Chernov G. I. (2018) Food and We: Gasronomic Portrait of Saint Petersburg. The Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 21. No. 1. Р. 182—209. (In Russ.)

Гриненко С. В., Логинова А. Д. Гастрономический туризм как форма детского и семейного туризма // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. Т. 2. № 10. С. 41—53.

Grinenko S. V., Loginova A. D. (2021) Gastronomic Tourism as a Form of Children’s and Family Tourism. The Professors' Magazine. Recreation and Tourism Series. Vol. 2. No. 10. P. 41—53. (In Russ.)

Ермолаев В. А. Гастрономия: история вопроса в социокультурном контексте // Вестник культуры и искусств. 2022. Т. 2. № 70. С. 62—70.

Ermolaev V. A. (2022) Gastronomy: History in the Socio-Cultural Context. Culture and Arts Herald. Vol. 2. No. 70. P. 62—70. (In Russ.)

Кравченко С. А. Социальная и культурная динамика еды: приобретения и уязвимости // Социологические исследования. 2015а. № 1. С. 85—94.

Kravchenko S. A. (2015a) Social and Cultural Dynamics of Food: Acquisitions and Vulnerabilities. Sociological Studies. No. 1. P. 85—94. (In Russ.)

Кравченко С. А. Парадоксы «стрелы времени»: рождение не‐еды // Вестник Института социологии. 2015b. Т. 3. № 14. С. 12—29.

Kravchenko S.A. (2015b) Paradoxes of Time’s Arrow: Birth of Non-food. Vestnik instituta sotziologii. Vol. 3. No. 14. P. 12—29. (In Russ.)

Ликсакова И. В., Бугаец Н. А., Новикова У. В. Обзор кулинарных традиций Краснодарского края как основы формирования предложения в сегменте гастрономического туризма // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. № 1. С. 77—90. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2018-10107

Lixakova I. V., Bugayets N. A., Novikova U. V. (2018) Culinary Traditions of Krasnodar Region as a Basis for Creating Offers in the Segment of Gastronomic Tourism: An Overview. Services in Russia and Abroad. Vol. 12. No. 1. P. 77—90. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2018-10107 (In Russ.)

Носкова А. В. Питание как объект социологии и маркер социального неравенства // Вестник Института социологии. 2015. Т. 3. № 14. С. 49—64.

Noskova A. V. (2015) Food as a Sociology Object and a Social Inequality Marker. Vestnik instituta sotziologii. Vol. 3. No. 14. P. 49—64. (In Russ.)

Пряжникова О. Н. Гастрономический туризм: мотивация и типы туристов (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2023. № 4. С. 91—98. https://doi.org/10.31249/rsoc/2023.04.05

Pryazhnikova O. N. (2023) Gastronomic Tourism: Motivation and Types of Tourists. Social Sciences and Humanities. Domestic and Foreign Literature. Series 11: Sociology. No. 4. P. 91—98. https://doi.org/10.31249/rsoc/2023.04.05. (In Russ.)

Рогач О. В., Фролова Е. В., Медведева Н. В. Туристский потенциал российских территорий: позиция муниципальных органов власти // Вопросы экономики. 2022. № 9. С. 125—138. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-125-138.

Rogach O. V., Frolova E. V., Medvedeva N. V. (2022) The Tourist Potential of Russian Territories: View from the Municipal Level. Voprosy Ekonomiki. No. 9. P. 125—138. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-9-125-138. (In Russ.)

Стил К. Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь. М.: Strelka Press, 2016.

Steel C. (2016) Hungry City. How Food Shapes Our Lives. Moscow: Strelka Press. (In Russ.)

Трабская Ю. Г., Чернова Е. В. Роль гастрономических брендов в продвижении туристических направлений // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. Т. 1. С. 52—59.

Trabskaya Yu. G., Chernova E. V. (2015) The Role of Gastronomic Brands in Promoting Tourist Destinations. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. No. 1. P. 52—59. (In Russ.)

Филатова М. С., Ибрагимов Э. Э., Чимирис С. В., Спатарь-Козаченко Т. И. Типология и потребительский опыт гастрономических туристов на примере российских гастро-дестинаций // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т. 15. № 4. С. 38—49. https://doi.org/10.24412/1995-0411-2021-4-38-49.

Filatova, M. S., Ibragimov, E. E., Chimiris, S. V., Spatar’-Kozachenko, Т. I. (2021) Typology and Consumer Experience of Gastronomic Tourists Using the Case of Gastronomic Destinations in Russia. Service and Tourism: Current Challenges. Vol. 15. No. 4. P. 38—49. https://doi.org/10.24412/1995-0411-2021-4-38-49. (In Russ.)

Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. Деятельность муниципальных органов власти по развитию культурно-познавательного туризма: проблемы, ресурсы и новые возможности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020a. № 3. С. 210—228.

Frolova E. V., Rogach O. V., Ryabova T. M. (2020a) Activities of Municipal Authorities in the Development of Cultural and Educational Tourism: Problems, Resources and New Opportunities. Public Administration Issues. No. 3. P. 210—228. (In Russ.)

Фролова Е. В., Танатова Д. К., Рогач О. В., Рябова Т. М. Влияние питания на восприятие мест отдыха в оценках туристов // Социальная политика и социология. 2020b. Т. 19. № 1. С. 132–142.

Frolova E. V., Tanatova D. K., Rogach O. V., Ryabova T. M. (2020b) The Influence of Nutrition on the Perception of Holiday Destinations in Tourists’ Assessments. Social Policy and Sociology. Vol. 19. No. 1. P. 132–142.

Щербакова Н. В., Жданова О. В. Гастрономическая идентичность как инструмент продвижения туристской дестинации // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 1. С. 125—135. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2019-10110.

Shcherbakova N. V., Zhdanova O. V. (2019) Gastronomic Identity as a Tool for Promote a Tourism Destination. Services in Russia and Abroad. Vol. 13. No. 1. P. 125—135. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2019-10110. (In Russ.)

Antón C., Camarero C., Laguna M., Buhalis D. (2019) Impacts of Authenticity, Degree of Adaptation and Cultural Contrast on Travellers’ Memorable Gastronomy Experiences. Journal of Hospitality Marketing & Management. Vol. 28. No. 7. P. 743—764.

Bourdieu P. (1984) Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. Cambridge, MA.

Brian H. (2018) Why Do Kids’ Menus Always Have Chicken Nuggets? Children’s Observations on the Provision of Food in Hotels on Family Holidays. Hospitality & Society. Vol. 8. No. 1. P. 69—96.

Carvalho M., Kastenholz E., Carneiro M. J., Souza L. (2023) Co-Creation of Food Tourism Experiences: Tourists’ Perspectives of a Lisbon Food Tour. Tourist Studies. Vol. 23. No. 2. P. 128—148. https://doi.org/10.1177/14687976231168941.

Han H., Ryu K. (2009) The Roles of the Physical Environment, Price Perception, and Customer Satisfaction in Determining Customer Loyalty in the Restaurant Industry. Journal of Hospitality & Tourism Research. Vol. 33. No. 4. P. 487—510. https://doi.org/10.1177/1096348009344212.

Jongsuksomsakul P. (2024) Culinary Storytelling About the Local Cuisine of Phitsanulok, Thailand. SAGE Open. Vol.1 4. No. 1. https://doi.org/10.1177/21582440241233451.

Kankam G. (2023) Service Quality and Business Performance: The Mediating Role of Innovation. Discover Analytics. Vol. 1. No. 6. https://doi.org/10.1007/s44257-023-00006-7.

Kaushal V., Yadav R. (2021) Understanding Customer Experience of Culinary Tourism Through Food Tours of Delhi. International Journal of Tourism Cities. Vol.7. No. 3. P. 683—701.

Kaushal V., Yadav R. (2020) Understanding Customer Experience of Culinary Tourism Through Food Tours of Delhi. International Journal of Tourism Cities. Vol. 7. No. 3. P. 683—701. https://doi.org/10. 1108/IJTC-08-2019-0135.

Ko S., Kang S., Kang H., Lee M.J. (2018) An Exploration of Foreign Tourists’ Perceptions of Korean Food Tour: A Factor-Cluster Segmentation Approach. Asia Pacific Journal of Tourism Research. Vol. 23. No. 8. P. 833—846.

Lai M. Y., Wang Y., Khoo-Lattimore C. (2019) Do Food Image and Food Neophobia Affect Tourist Intention to Visit a Destination? The Case of Australia. Journal of Travel Research. Vol. 59. No. 5. P. 928—949. https://doi.org/10.1177/0047287519867144.

Otengei S. O., Ahebwa W. M. (2021) Innovative Capacity and Sustainable Food Tourist Influx to African-Ethnic Restaurants: The Dynamic Capabilities Perspective. Tourism and Hospitality Research. Vol. 21. No. 2. P. 131—143. https://doi.org/10.1177/1467358420966028

Othman N. A. (2025) Does Frontline Employee Friendliness During Service Delivery Still Matter in the Current Era? Revisiting Its Dimensionality Effects on Brand Outcome. Journal of Brand Management. Vol. 32. P. 315–327. https://doi.org/10.1057/s41262-025-00384-1.

Quadri-Felitti D., Fiore A. M. (2012) Experience Economy Constructs as a Framework for Understanding Wine Tourism. Journal of Vacation Marketing. Vol. 18. No. 1. P. 3—15. https://doi.org/10.1177/1356766711432222.

Seyitoğlu F., Ivanov S. (2020) A Conceptual Study of the Strategic Role of Gastronomy in Tourism Destinations. International Journal of Gastronomy and Food Science. No. 21. Art. 100230. https://doi.org/10.1016/j.ijgfs.2020.100230.

Urry J. (2000) Sociology Beyond Societies. Vol. 3. London: Routledge.

Walsh K. (2000) A Service Conundrum: Can Outstanding Service Be Too Good? Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. Vol. 41. No. 5. P. 40—50. https://doi.org/10.1177/001088040004100533.

Загрузки

Опубликован

2025-11-10

Как цитировать

Фролова, Е. В., & Рогач, О. В. (2025). Городская гастрономия в практиках культурного потребления туристов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 273–292. https://doi.org/10.14515/monitoring.2025.5.3015

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)