Ценности россиян и жителей европейских стран-лидеров (по данным европейского социального исследования)

Авторы

  • Наталья С. МАСТИКОВА

Ключевые слова:

культура, культурный капитал, конкурентоспособность, модернизация, показатели модернизации, факторы прогресса, ценности

Аннотация

Цель исследования: используя типологию, разработанную аргентинским социологом М. Грондоной и базу данных Европейского социального исследования, сравнить данные по России, с данными стран –лидеров по показателям модернизации, проанализировать межпоколенные различия ценностей россиян и выяснять, происходят ли изменения в сторону, благоприятствующую экономическому развитию, или являются тормозом для него. Для определения группы европейских стран –лидеров проанализированы данные различных рейтингов, использованы индикаторы экономического роста для оценки прогрессивности стран, выделенные Л. Харрисоном. Установлено, что отставание России от западноевропейских стран – лидеров по показателям модернизации отражается в различиях ценностей россиян и жителей этих стран. Россияне среднего возраста чаще европейцев стремятся вести себя правильно, не совершать поступков, которые другие люди могли бы осудить, рассматривают труд как средство достижения благополучия и хорошей жизни. Российская молодёжь считает себя более религиозной, чем европейская, более ориентирована на накопление богатства и правильное поведение, обладает меньшей открытостью к новым занятиям и неожиданным перспективам. Сохраняется тенденция к более низким оценкам демократичности власти, более низкой степени доверия и разобщённости в российском обществе, более низкой открытости к новому, способности к сотрудничеству, творчеству. Полученные данные указывают на несомненные сдвиги в культуре, системе ценностей и менталитете россиян, молодых поколений в особенности. Следовательно, всесторонне обоснованная политика дальнейших реформ, с учетом национальных и региональных различий нашей страны как страны евроазиатской, способна принести успех

Загрузки

Опубликован

2013-12-31

Как цитировать

МАСТИКОВА, Н. С. (2013). Ценности россиян и жителей европейских стран-лидеров (по данным европейского социального исследования). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6), 148. извлечено от https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1511

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика