Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность

Авторы

  • Александра Ярославовна БУРДЯК Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РАНХиГС

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.08

Ключевые слова:

школьники, ЕГЭ, дополнительные занятия, репетиторство, экзамены, родители

Аннотация

Изучены дополнительные занятия детей по школьным предметам как сфера пересечения с прямыми компетенциями школы. Анализ проведен при помощи композиции качественного социологического исследования в форме пяти групповых дискуссий с родителями школьников 6-8 классов и количественного поквартирного опроса 1505 родителей учеников 1-11 классов. Данные собраны Аналитическим центром Юрия Левады по заказу Института гуманитарного развития мегаполиса в январе-марте 2014 г. Работая с фокус-группами, мы определили набор стратегий включенности и не включенности детей в практику дополнительных занятий по основным школьным предметам и иностранному языку, идентифицировали мотивы, причины и обстоятельства выбора видов и форм занятий и их различных комбинаций. По итогам фокус- групп выдвинуты гипотезы о факторах, формирующих образовательные стратегии школьников в части дополнительных занятий. Исходя из сложившегося понимания проблемы, была выстроена структура и система закрытий вопросов Анкеты для формализованного личного поквартирного опроса родителей по стратифицированной выборке, репрезентирующей школьников г. Москвы, по данным которого мы тестируем выдвинутые гипотезы и рассчитываем охват школьников дополнительными занятиями. Мы получили подтверждение тому, что практика дополнительных занятий становится массовой в старших классах школы. Парадоксально, но родители осознанно, по собственной инициативе, берут на себя функцию подготовки ребенка к ЕГЭ и к поступлению в ВУЗ, не теряя при этом удовлетворенности школой. Они понимают, что в текущих условиях укрупнения школ и повышения нагрузки на учителя, возможности общего школьного образования ограничены, чтобы дать ребенку хорошее образование, нужно дополнительно заниматься. К 10-11-му классу практика посещения дополнительных занятий распространяется на большинство учеников, ставя под сомнение чистую роль школы в результатах ЕГЭ и искажая представление о её эффективности.

Загрузки

Опубликован

2015-05-10

Как цитировать

БУРДЯК, А. Я. (2015). Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2), 96. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.08

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика