Студенческий дискурс о цифровом селф-трекинге: риторики и практики

риторики и практики

Авторы

  • Евгения Генриевна Ним Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7349-9429

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.989

Ключевые слова:

селф-трекинг, цифровые технологии, «Quantified self», российские студенты, рефлексивный тематический анализ

Аннотация

В статье рассмотрено, как российские студенты осмысливают и практикуют цифровые технологии селф-трекинга (мобильные приложения, фитнес-браслеты, умные часы), позволяющие получать биометрические и поведенческие данные. Представлены результаты рефлексивного тематическое анализа студенческих эссе по этой теме. Какие смыслы и значения селф-трекинга актуализируют студенты в своих работах? Как они описывают собственный опыт использования селф-трекинговых технологий? Как видят цифровое будущее и конструируют футурологический дискурс селф-трекинга? Исследование показало, что селф-трекинг может концептуализироваться как ценностный, телесный, социальный и технологический феномен. Практически у всех студентов есть тот или иной опыт селф-трекинга, при этом некоторые стремятся его ограничить или по ряду причин отказались от него. Основываясь на историях студентов (и бывших, и актуальных пользователей), автор статьи предлагает условно различать три стиля цифрового селф-трекинга: «геймер», «менеджер», «трансформер». Для «геймера» важны чувства азарта, удовольствия и новизны; «менеджер» стремится к устроению порядка в «голове» и жизни; «трансформер» хочет радикально изменить себя телесно и ментально. В реальности любой селф-трекер сочетает все три роли, при этом одна из них может доминировать. По мнению студентов, существующие технологии самоизмерения не способны создать сильную мотивацию к самооптимизации, но в будущем их эффективность может возрасти. В части эссе студенты развивают антиутопический дискурс селф-трекинга, обозначая ряд проблем, таких как: использование личных данных в интересах корпораций, перспектива принудительного селф-трекинга (и тотального контроля), трансформация социальных практик и институтов под влиянием «цифровых двойников». Признавая неизбежность дальнейшего технологического развития, авторы эссе считают важным критически оценивать возможные последствия и риски «датафикации» человека и социальной жизни.

Благодарность. Статья подготовлена в ходе проведения исследования (№ 17-01-0077) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2017—2019 годах и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».

Биография автора

Евгения Генриевна Ним, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Загрузки

Опубликован

2020-02-25

Как цитировать

Ним, Е. Г. (2020). Студенческий дискурс о цифровом селф-трекинге: риторики и практики: риторики и практики. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.989

Выпуск

Раздел

Социология молодежи