Гражданский активизм российской молодежи в цифровой среде как предиктор активности офлайн: результаты массового опроса и мультиагентного моделирования

Авторы

  • Елена Викторовна Бродовская Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-5549-8107
  • Артур Александрович Азаров Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0003-3240-597X
  • Александр Борисович Шатилов Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-4776-0934

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2041

Ключевые слова:

цифровые коммуникации, социальные медиа, социальные сети, гражданский активизм, цифровой активизм, политическая мобилизация, молодежь, мультиагентное моделирование, лидер общественного мнения, вовлеченные, кликтивисты

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния социально-медийных коммуникаций на гражданский и политический активизм молодежи, составляющей ядро российской интернет-аудитории. Исследование направлено на определение сценариев развития гражданской и политической мобилизации в России. Авторы определяют базовые типы гражданского активизма российской молодежи офлайн и онлайн («акторы», «вовлеченные», «кликтивисты», «выключенные»), а также строят математическую модель, учитывающую соотношение между ними, их ценностные портреты и доминирующие интернет-стратегии. Работа основана на данных массового опроса населения и методах мультиагентного моделирования.

В результате применения мультиагентного моделирования разработана типология агентов, состоящая из пяти групп, описаны основные функции, которые реализует каждый агент, а также параметры, по которым эти агенты объединяются в одну группу; составлена развернутая схема взаимодействия агентов и описаны алгоритмы их взаимодействия в зависимости от внешних факторов; представлены способы перехода агентов из группы в группу.

Установлено, что масштаб, направленность и конвенциональность деятельности коллективных акторов в условиях их мобилизации посредством цифровых коммуникаций зависят от способности агентов (лидеров общественного мнения, контекстнообусловленных лидеров общественного мнения, вовлеченных и др.) меняться ролями и средами, обеспечивая тем самым силу «слабых связей».

Благодарность. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.

Биографии авторов

Елена Викторовна Бродовская, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
    • доктор политических наук, профессор Департамента политологии, директор Центра политических исследований

Артур Александрович Азаров, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
    • кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований

Александр Борисович Шатилов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
    • кандидат политических наук, профессор Департамента политологии, декан Факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Загрузки

Опубликован

2021-12-30

Как цитировать

Бродовская, Е. В., Азаров, А. А., & Шатилов, А. Б. (2021). Гражданский активизм российской молодежи в цифровой среде как предиктор активности офлайн: результаты массового опроса и мультиагентного моделирования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2041

Выпуск

Раздел

Математические методы и модели

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)