Гендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент

Авторы

  • Зоя Александровна Хоткина Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН https://orcid.org/0000-0002-3610-9433
  • Вероника Менжун Университет Линнеус https://orcid.org/0000-0003-0514-3249
  • Ольга Аркадьевна Александрова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0002-9243-9242
  • Юлия Владимировна Бурдастова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН https://orcid.org/0000-0003-2639-0353
  • Юлия Сергеевна Ненахова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН https://orcid.org/0000-0002-5865-1012
  • Кристина Валерьевна Виноградова Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН https://orcid.org/0000-0002-8857-8135

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1645

Ключевые слова:

медиаиндустрия, занятость, гендерные разрывы, гендерная дискриминация, гендерные стереотипы

Аннотация

Феминизация занятости в медиасфере произошла относительно недавно, и теперь в этой отрасли работают преимущественно женщины. Исследование, результаты которого представлены в статье, было задумано и реализовано как сравнительное и проводилось по единой методике в России, Армении и Молдове, что позволило выявить и проанализировать общее и особенное как в развитии массмедиа этих стран, так и в положении занятых в отрасли женщин и мужчин. В качестве методов исследования использовались (1) массовый анкетный опрос работников медиаотрасли, занимающих руководящие и творческие должности (N = 625), (2) глубинные структурированные интервью с экспертами (N = 11), имеющими опыт работы в СМИ в качестве профессиональных журналистов, главных редакторов, руководителей журналистских ассоциаций, собственников и учредителей интернет-изданий, (3) анализ документов — информации, представленной в «Атласе муниципальной прессы Российской Федерации», на интернет-сайтах СМИ и данных исследований, проведенных по аналогичной тематике другими авторами.

Исследование позволило подтвердить наличие феминизации массмедиа и выявить обусловившие его факторы, а также обнаружить ряд проблем, касающихся гендерного неравенства в оплате труда, оформлении трудоустройства, возможности занимать руководящие должности, выбирать тематику публикаций и др. Несмотря на наличие дискриминационных практик в отношении женщин, на вопрос о существовании гендерной дискриминации в медиаиндустрии большинство опрошенных работников СМИ ответили отрицательно. В определенной мере это объясняется тем, что достаточно большое число журналистов воспринимают гендерную сегрегацию скорее как норму, нежели как нарушение социальных и трудовых прав.

Благодарность. Статья подготовлена по результатам научных исследований, проведенных в 2016—2020 гг. при поддержке Fojo Media Institute of Linnaeus University (Швеция), а также «АНРИ-Медиа» (Россия). Авторы выражают глубокую признательность за помощь и поддержку в реализации исследований.

Биографии авторов

Зоя Александровна Хоткина, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН

  • Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории гендерных проблем

Вероника Менжун, Университет Линнеус

  • Университет Линнеус, Кальмар, Швеция
    • руководитель международных проектов Медиаинститута FOJO

Ольга Аркадьевна Александрова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве РФ

  • Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе
  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
    • профессор департамента социологии

Юлия Владимировна Бурдастова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН

  • Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований поведенческой экономики

Юлия Сергеевна Ненахова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН

  • Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • научный сотрудник лаборатории исследований поведенческой экономики

Кристина Валерьевна Виноградова, Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН

  • Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • младший научный сотрудник лаборатории исследований поведенческой экономики

Загрузки

Опубликован

2020-09-06

Как цитировать

Хоткина, З. А., Менжун, В., Александрова, О. А., Бурдастова, Ю. В., Ненахова, Ю. С., & Виноградова, К. В. (2020). Гендерные отношения в медиаотрасли России, Армении и Молдовы: занятость, перспективы карьерного роста и влияние на контент. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1645

Выпуск

Раздел

Гендер, семья, сексуальность. Продолжая И. С. Кона