Роль гендерных стереотипов в отсеве студентов инженерно-технического профиля

Авторы

  • Наталья Геннадьевна Малошонок Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-4523-7477
  • Ирина Александровна Щеглова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-5949-9617

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.945

Ключевые слова:

высшее образование, гендерная сегрегация, образовательные результаты, отсев, компьютерные и инженерные направления подготовки

Аннотация

Движение к гендерному паритету в области инженерных, математических и компьютерных наук является одной из ключевых задач при повышении количества и качества подготовки выпускников данных специальностей. Как показывают предыдущие исследования, гендерная сегрегация заключается не только в том, что меньшее количество девушек выбирает направления подготовки инженерно-технического профиля, но и в том, что во время обучения девушки чаще склонны не заканчивать данные образовательные программы. Статья посвящена выявлению различий в масштабах и факторах отсева юношей и девушек из вуза на основе данных всероссийского лонгитюдного исследования студентов, поступивших в 2015 г. на компьютерные и инженерные направления подготовки. Показано, что в целом девушки реже, чем юноши, отчисляются из университета по результатам первых трех семестров. Однако наличие гендерных стереотипов негативно связано с их вероятностью получить диплом. Девушки, убежденные в том, что их одногруппники считают юношей более способными к изучению математики, имеют большую вероятность быть отчисленными из вуза.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00675 «Факторы выбытия студентов инженерных направлений подготовки в российских вузах». Авторы выражают огромную благодарность членам исследовательского коллектива за помощь в подготовке материалов и предоставление данных для анализа: Игорю Сергеевичу Чирикову, директору консорциума «Student Experience in Research University», ведущему научному сотруднику Калифорнийского университета в Беркли, научному руководителю Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ; Евгении Дмитриевне Шмелевой, научному сотруднику Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ.

Биографии авторов

Наталья Геннадьевна Малошонок, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, директор Центра социологии высшего образования

Ирина Александровна Щеглова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

    • младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования

Опубликован

2020-01-19

Выпуск

Раздел

Гендер, семья, сексуальность. Продолжая И. С. Кона

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)