Нормативные представления о мизандрии у женщин двух поколений

Авторы

  • Елена Сергеевна Пяткова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-2783-2846
  • Ольга Борисовна Савинская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3858-6644

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.679

Ключевые слова:

мизандрия, гендерные стереотипы, гиноцентризм, маскулинность, сексизм, стратегии смешивания методов

Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена мизандрии, который характеризуется проявлением негативных установок по отношению к нормативным стандартам мужественности мужчин со стороны женщин. Формирование нового понимания женственности и мужественности, расширение нормативных границ гендерных идентичностей приводят к возникновению нового концепта мизандрии. Он фиксирует перенесение на мужчин некоторых характеристик гегемонной маскулинности, признаваемых в традиционной культуре как негативные, но нормативно допустимые, и закрепляет такие характеристики в гендерных стереотипах современного общества. Эти стереотипы становятся основанием для дискриминации и подавления мужчин, а также для переопределения представлений женщин о нормативной мужественности. В теоретической части статьи описано общее представление о феномене мизандрии и его месте в обществе, рассмотрены исследования, касающиеся сексизма в отношении мужчин и мизандристских установок.

Эмпирическая база исследования — интервью и онлайн-опрос женщин двух поколений в возрасте от 18 до 55 лет. В исследовании использована стратегия смешивания методов, которая включала последовательно качественный (сбор глубинных интервью) и количественный (онлайн-опрос) этапы. Операционализирован и детально описан феномен мизандрии, в частности, выявлены и охарактеризованы его четыре основных компонента. В рамках количественного этапа разработана шкала мизандрии, которая позволила оценить ее уровень проявления у двух поколений и связь с социально-демографическими характеристиками.

Биографии авторов

Елена Сергеевна Пяткова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • бакалавр факультета социальных наук,
    • студентка магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» факультета социальных наук

Ольга Борисовна Савинская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • кандидат социологических наук, доцент

Опубликован

2020-03-24

Выпуск

Раздел

Гендер, семья, сексуальность. Продолжая И. С. Кона