Мультимодальный поворот в исследованиях взаимодействия человека и компьютера

Авторы

  • Нильс Кловайт Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Лаборатория геймификации Сбера https://orcid.org/0000-0002-7347-099X
  • Мария Александровна Ерофеева Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Лаборатория геймификации Сбера https://orcid.org/0000-0002-0874-5272

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1793

Ключевые слова:

взаимодействие человека и компьютера, воплощенные разговорные агенты, конверсационный анализ, мультимодальность, интерактивные ресурсы

Аннотация

Предметом исследований взаимодействия человека и компьютера является взаимосвязь между дизайном устройств и пользовательскими практиками. Изначально взаимодействие "человек — компьютер" моделировалось на основании психологических экспериментов, однако со временем в этой области произошел сдвиг в сторону изучения того, как люди используют автономные устройства в реальных условиях. Начали проводиться качественные исследования (этнография, включенное наблюдение, видеоанализ), основанные в том числе на методологии конверсационного анализа. Благодаря недавним разработкам в области сенсорных и коммуникативных способностей воплощенных виртуальных агентов (аватаров) исследователи вернулись к вопросу о последовательном развертывании взаимодействия между пользователями и аватарами, а также о доступном мультимодальном интерактивном репертуаре последних. В статье анализируются актуальные направления исследований взаимодействия человека и компьютера в контексте развития конверсационного анализа.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-908). Статья подготовлена в сотрудничестве с Лабораторией геймификации Сбера.

Биографии авторов

Нильс Кловайт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Лаборатория геймификации Сбера

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
    • научный сотрудник Центра перспективных социальных исследований
  • Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия
    • старший научный сотрудник Международного центра современной социологической теории
  • Лаборатория геймификации Сбера, Москва, Россия
    • эксперт

 

Мария Александровна Ерофеева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Лаборатория геймификации Сбера

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра социологических исследований
  • Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия
    • старший научный сотрудник Международного центра современной социологической теории
  • Лаборатория геймификации Сбера, Москва, Россия
    • эксперт

Опубликован

2021-03-04

Выпуск

Раздел

Теория и история