Мусульманские сообщества в Казани начала XXI века: Причины подъема и спада исламского молодежного активизма

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1617

Ключевые слова:

религия, современность, деприватизация религии, молодежь, исламские сообщества, жизненные стратегии молодежи, гражданский активизм

Аннотация

Современность побуждает к переосмыслению традиционных интерпретаций общества и политики в контексте секулярной парадигмы. Многообразие форм возвращения религии в публичную сферу, пересечение институционального и неинституционального аспекта имплицируют возникновение новых социальных форм гражданской активности, фокусирующихся вокруг религиозных референтов. Социологические исследования последнего десятилетия позволяют утверждать, что среди татарского населения, традиционно исповедующего ислам, эти процессы в значительной степени затронули молодежь. Примерами инициативных групп Казани являются объединения «Сознание» и «Алтын Урта», созданные студентами-мусульманами в 2004—2012 гг. Глубинные интервью с их участниками, проведенные лично авторами в 2012—2013 и 2018—2019 гг., составляют основу данной статьи.

На пике религиозного возрождения эти объединения пересекли отведенную религии границу приватной сферы и стали осваивать публичное пространство, выстраивая свои стратегии в соответствии с исламскими представлениями. Созданные как инициативы снизу, организации сконцентрировали свою активность на уровне гражданского общества, не вступая на территорию государственных институтов и политических процессов. Их деятельность осуществлялась на пересечении религиозной и социальной сфер, а жизненные стратегии их участников выстраивались на таких принципах, как самоидентификация в качестве движения мейнстрима, которое имеет позитивный имидж и ассоциируется с трендовой тенденцией принадлежности к исламскому (глобальному) сообществу; амбициозное целеполагание, выходящее за узкогрупповые рамки; мобильность реакции на новые вызовы; отказ от иерархических патерналистских стратегий и тяготение к горизонтально-сетевым формам участия.

Наблюдающийся спад активности рассматриваемых организаций, их исключение из гражданского поля, сведение многообразной гражданской активности к узким направлениям поддержки татарской культуры и языка, потребностям семейной религиозной социализации обозначают проблемы более широкого плана. Они связаны со спецификой формата взаимоотношений между властью и обществом, между религией и обществом, уровнем социальной активности в России и эффективностью жизненных стратегий, включающих использование религиозного ресурса.

Биографии авторов

Гузель Яхиевна Гузельбаева, Казанский федеральный университет

  • Казанский федеральный университет, Казань, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии, Институт социально-философских наук

Мария Мирановна Мчедлова, Российский университет дружбы народов; Институт социологии ФНИСЦ РАН

  • Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
    • доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой сравнительной политологии
  • Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
    • главный научный сотрудник Центра «Религия в современном обществе»

Опубликован

2020-07-07