Изучение пассажирского опыта в результате введения Московского центрального кольца: посещение новых мест, причины выбора железнодорожного транспорта и проверка прогнозов пассажиропотоков

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.961

Ключевые слова:

доступность, прогнозы пассажиропотоков, городская железная дорога, общественный транспорт, транспортное поведение, перехватывающее исследование

Аннотация

В современной России, за исключением Москвы, новая инфраструктура общественного транспорта появляется нечасто, а вопрос о последствиях инфраструктурного развития такого рода зачастую остается открытым. Запуск Московского центрального кольца (МЦК) дает возможность провести исследование, фокусирующееся на изменениях в транспортном поведении горожан. В рамках опроса пассажиров МЦК, проведенного в сентябре 2017 г., было изучено несколько аспектов. Во-первых, мы попытались переопределить концепт «доступность» как возможность посетить новые места. Результаты показали, что порядка 20% пассажиров стали совершать новые поездки. Во-вторых, изучались причины выбора МЦК пассажирами для конкретной поездки, зафиксированной во время опроса. Наиболее частая причина — «удобство», которое понимается респондентами крайне расширительно. Наконец, особый интерес представляло собой соотнесение прогнозных и фактических значений распределения входящего пассажиропотока на станции МЦК по способу добраться до станций. Результат показал, что прогнозы сильно недооценили объем пешеходных передвижений. Помимо теоретической и прикладных задач в рамках проекта апробирована методика перехватывающих опросов для составления выборочной совокупности.

Благодарность. Публикация подготовлена в результате проведения исследования (№ 17-05-0050) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)» в 2017—2018 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5—100». Коллектив авторов также выражает благодарности Тимуру Османову за комментарии, критику и поддержку.

Биографии авторов

Егор Юрьевич Мулеев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики

Ольга Артемовна Долецкая, Университет Эдинбурга

  • Университет Эдинбурга, Эдинбург, Великобритания
    • студентка магистратуры «Социальная антропология»

Татьяна Вячеславовна Глушкова, Хельсинкий университет

  • Хельсинкий университет, Хельсинки, Финляндия
    • студентка магистратуры «Современные общества»

Опубликован

2020-11-09

Выпуск

Раздел

Социология города