Социальные эффекты онлайн-сообществ: нетнография YouTube-сообщества вышивальщиц

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.913

Ключевые слова:

социальные эффекты, онлайн-сообщество, нетнография, групповая идентичность, рыночные агенты, переговорная сила, YouTube, рукоделие

Аннотация

В исследовании раскрываются особенности возникновения и существования сообществ людей в онлайн-пространстве. На примере YouTube-сообщества вышивальщиц проведен анализ причин долговременного стабильного существования современных онлайн-сообществ, для чего выявлена организационная структура сообщества, проведена типология его участников, проанализированы их взаимодействия, описаны условия объединения, а также результаты деятельности сообщества — его социальные эффекты. Эмпирическая база исследования представлена 8 глубинными полуструктурированными интервью и нетнографией 47 видеороликов участников сообщества.

Результаты исследования демонстрируют, что возникающие в процессе жизнедеятельности сообщества социальные эффекты могут быть как непосредственными, так и непреднамеренными. В качестве ожидаемых эффектов при вступлении в сообщество его участники получают психологический комфорт и принадлежность к сообществу, групповую солидарность и признание единомышленников, возможности саморазвития и профессиональной специализации. В то же время сообщество в ходе групповой динамики производит легитимацию потребления и внешний арбитраж за действиями участников, а также наращивает переговорную силу в рыночном взаимодействии. Изученное сообщество — пример добровольного объединения людей, самоорганизации на принципах утилитарной рациональности и индивидуализированной полезности для участников. Внутренне мотивированные потребности индивидов обусловливают существование онлайн-сообщества, которое сплачивает людей на длительное время.

Результаты исследования будут полезны ученым, изучающим структуру и механизмы функционирования онлайн-сообществ. Практическая польза исследования предполагает предоставление научного фундамента для людей и бизнесменов, взаимодействующих с онлайн-сообществами на экономических началах либо планирующих создавать стабильные онлайн-сообщества и управлять ими.

Биографии авторов

Павел Владиславович Демин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аспирант факультета социальных наук

Елена Анатольевна Сорочан, HeadHunter

  • HeadHunter, Москва, Россия
    • магистр социологии, специалист по исследованиям бренда работодателя

Опубликован

2020-11-09

Выпуск

Раздел

Социология интернета