Конкуренция за заботу о пожилых: тактики социальных сервисов в новых условиях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.09

Ключевые слова:

старение, социальное обслуживание, забота, трансформация социального обслуживания, НКО

Аннотация

Сфера заботы о пожилых становится конкурентной: у привычных монополистов — государственных социальных сервисов — появились конкуренты, такие как НКО, бизнес-организации, неформальные/частные контракты, приемные семьи для пожилых. На фоне этого повышение стоимости обслуживания, отмена льгот и жесткие ограничения в наборах и количестве услуг приводят к снижению привлекательности обслуживания в государственных сервисах, столь привычных для пожилых и их семей. Возникает вопрос: как борются за пожилых клиентов государственные сервисы? На примере исследования государственных центров социального обслуживания населения (КЦСОНов/ЦСОНов) в пяти российских городах/регионах мы выделяем три тактики, которые используются ими для рекрутирования/удержания клиентов и повышения привлекательности предоставляемых услуг. Тактики по привлечению и удержанию клиентов строятся на поиске компромиссов с клиентами и их семьями в части оказания услуг; развитии платных и новых услуг, интересных не только самим пожилым, но и их семьям; на взаимодействии с волонтерами, бизнесом и другими учреждениями (здравоохранения, культуры, образовательными). Региональные различия проявляются в разнообразии провайдеров, доступе к обслуживанию и стоимости наборов услуг.

Биографии авторов

Оксана Анатольевна Парфенова, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН

  • Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Ирина Сергеевна Петухова, Петрозаводский государственный университет

  • Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия
    • старший преподаватель

Загрузки

Опубликован

2019-05-06

Как цитировать

Парфенова, О. А., & Петухова, И. С. (2019). Конкуренция за заботу о пожилых: тактики социальных сервисов в новых условиях. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.09

Выпуск

Раздел

Государство и общество