Теневое государственное и муниципальное управление

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.3.06

Ключевые слова:

государственное и муниципальное управление, теневая экономика, информационный обмен, социальная ответственность бизнеса, личные связи, уровень жизни населения

Аннотация

Предметом исследования являются неформальные аспекты управленческой деятельности, продуцирующие общественные выгоды. Цель работы – проанализировать причины существования теневой сферы в государственном и муниципальном управлении и показать, что использование чиновниками личных связей имеет не только отрицательные последствия (которые широко обсуждаются в управленческой, научной и журналистской средах), но и положительные. Неформальное государственное и муниципальное управление анализируется в рамках данной работы с помощью институционального подхода (исследуются неформальные нормы в управленческой деятельности). Базовой предпосылкой является предположение о существовании механизмов, сглаживающих недостатки жесткой вертикально интегрированной структуры публичного управления и последствия одновременно избыточной и пробельной регламентации управленческой деятельности. Подобные механизмы были описаны исследователями применительно к управленческой системе Советского союза. В качестве эмпирической основы использованы интервью с государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими выборные должности местного самоуправления, работниками профильных предприятий моногородов. Материалы были накоплены в процессе участия в летних школах кафедры местного самоуправления департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ и в рамках реализации ряда проектов Фонда поддержки социальных исследований Хамовники (2010–2014 гг.). Мы приходим к выводу, что теневое государственное и муниципальное управление необходимо рассматривать не как локальные случаи дисфункций, а как неизбежно существующую систему норм и отношений, дополняющих формальную регламентацию. Наряду с широко известными причинами данного феномена (немобильность управления, одновременная неполнота и избыточность регламентации и пр.) мы уделяем особое внимание проблеме отсутствия организации горизонтального взаимодействия между органами власти, осуществляющими управление на территории, нескоординированности их деятельности.

Опубликован

2016-07-10

Выпуск

Раздел

Государство и общество