Социокультурные факторы эскалации насилия в российской школе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.2.11

Ключевые слова:

насилие, агрессия, жертва насилия, аномия, социализация, социальный контроль, школа, семья, социальное окружение, средства массовой коммуникации

Аннотация

Опасными тенденциями современной России являются социальное расслоение и маргинализация части населения страны. Особенно уязвимы оказываются дети, их социализация происходит в условиях отсутствия однозначных моральных и нравственных ориентиров. Рост детской агрессии во многом связан с тем, что российская школа находится в кризисе: финансовые затруднения и непрекращающиеся реформы учебного процесса, ухудшение педагогического капитала с 1990-х гг. (вследствие снижения престижности профессии учителя), — поставили школу в условия выживания, в которых рост насилия среди детей естественен. В статье приводятся результаты массового анкетного опроса школьников. Изучение потенциала насилия в типичных российских средних школах основано на выделении 14 основных социокультурных факторов. К важнейшим из них относятся: насилие в семье, влияние СМИ, уровень незащищенности детей, регулярность употребления наркотических и психоактивных веществ, осознание порога опасности в поведении школьников. Для предотвращения насилия в школе необходимо развивать практику разрешения внутришкольных конфликтов, сети социальных контактов и связей между всеми субъектами школьной жизни, по-новому выстраивать воспитательную и досуговую работу.

Загрузки

Опубликован

2016-05-10

Выпуск

Раздел

Социология молодежи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)