Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.6.02

Ключевые слова:

социальное предпринимательство, социальные предприятия, легитимация, государство, бизнес, НКО, социальные услуги, рынок, благотворительность, уязвимые группы

Аннотация

Теоретической основой работы служит представление о легитимации как комплексном механизме общественного утверждения нового явления, происходящего при активном участии разных общественных групп и структур, способных оказывать влияние на его конечную форму. В фокусе анализа — представления о социальном предпринимательстве основных акторов его легитимации: государства, фондов, НКО и бизнеса в России, оценка (рас)согласованности между этими представлениями, а также их отражение в характеристиках существующих организаций социального предпринимательства (социальных предприятий). Бизнес, государство и НКО понимаются как внешние по отношению к социальным предприятиям акторы, без чьего признания не состоится их легитимация. При этом сами социальные предприятия, независимо от того про-исходят они из коммерческого или некоммерческого сектора, рассматриваются как объект легитимации, или как новый актор, не тождественный ни одному из перечисленных. Показано, что противоречия в позициях основных акторов могут вести к взаимоисключающим проектам легитимации нового явления, либо подрывать когнитивную и моральную легитимность друг друга. В работе использованы результаты проведенного авторами обследования 202 социальных предприятий.

Опубликован

2017-12-31

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика