Исследование образования в ситуации глобальных социальных трансформаций и «шоковых инноваций», вызванных пандемией COVID-19

Авторы

  • Алексей Сергеевич Обухов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7215-3901

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2351

Ключевые слова:

шоковые инновации, новая нормальность, естественный эксперимент, социальные трансформации, трансформация образования, пандемия COVID-19

Аннотация

В вводной статье в специальный номер, посвященный проблеме исследований образования в условиях социальных трансформаций, вызванных пандемией COVID-19, дается обзор исследований, представленных в данном выпуске. Делается акцент на значимости использования ситуации масштабного «естественного эксперимента» для выявления социальных и психологических эффектов, происходящих под влиянием резких изменений и трансформаций в обществе в целом и системе образования в частности. Отмечается особая ценность оперативной фиксации различных аспектов изменяющейся реальности, предпринятая исследователями в контексте пандемии. Неожиданность мирового кризиса, вызванного COVID-19, не позволила подготовить полноценную программу исследований, но мозаичный образ, собираемый из разноплановых исследований (индивидуальных реакций, переживаний, субъективного благополучия, стратегий адаптации, преобразований содержания и формы деятельности, принятия/непринятия «шоковых инноваций», социальной транзитивности социальных институций и др.) выводит нас на многосторонний анализ, раскрывающий природу социальных трансформаций, в том числе в контексте образования как значимой социальной сферы. При обобщении материалов номера отмечается выявленная неоднородность реакций на общую ситуацию пандемии со стороны разных социальных групп, на определенных этапах социализации, в различных социальных контекстах и институциях.

Биография автора

Алексей Сергеевич Обухов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, Институт образования 

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Обухов, А. С. (2022). Исследование образования в ситуации глобальных социальных трансформаций и «шоковых инноваций», вызванных пандемией COVID-19. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2351