Конверсия в ислам: постепенное преображение versus радикальное

Авторы

  • Дорота Чакон-тральски Педагогический университет им. Комиссии национального образования https://orcid.org/0000-0002-7469-7379

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.08

Ключевые слова:

ислам, конверсия, мусульмане-конвертиты, польские конвертитки

Аннотация

По разным подсчетам, в современной Польше проживает от 20 до 30 тысяч мусульман и мусульманок, в процентном соотношении это менее 0,1% населения страны. В исторической ретроспективе Польша впервые познакомилась с исламом благодаря решению князя Витольда, разрешившего в XIV в. татарам селиться на польско-литовском приграничье. XX в. привел в страну новых мусульман — иммигрантов из мусульманских стран, однако их появлению предшествовала конверсия в ислам польских женщин. В современной социологии религии укоренилось мнение, что иноэтническая конверсия — это, как правило, результат резкой смены идентичности. Статья посвящена анализу результатов исследования содержания интернет-блогов полек-мусульманок. Исследование проводилось 2016—2017 гг. методом контент-анализа. Автор показывает, что образ жизни до обращения может как отличаться от предыдущего, так и оставаться прежним. Превалируют две формы приятия ислама: явная и скрытая. Одной из ключевых инноваций данного исследования стало рассмотрение конверсии в ее связи с отношением ближайшего окружения конвертиток. Отношение окружения к конверсии бывает трех типов: разрыв семейных связей (часто временный), толерантное отношение без принятия мировоззренческой позиции, полное принятие. Центральным выводом автора стал тезис о невозможности построения единой модели конверсии.

Опубликован

2018-05-10

Выпуск

Раздел

Социальная диагностика