Иностранные студенты российских вузов в условиях пандемии COVID-19: социальная тревога и психоэмоциональное состояние

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2269

Ключевые слова:

COVID-19, российские студенты, дистанционное обучение, тревожное расстройство, иностранные студенты

Аннотация

Пандемия COVID-19 бросила немало вызовов и каждому человеку, и обществу в целом: радикальное изменение представлений о физической дистанции между людьми, вступающими в социальное взаимодействие, социальная изоляция, дистанционное образование, ношение масок и многие другие. Трудно сделать прогноз психологических последствий пандемии, определить, насколько сильно будет травмировано ею общество. Учитывая напряженность ранних дисфункциональных схем личности, проведенный анализ психоэмоционального дискомфорта, связанного с социальной тревогой среди студентов в период пандемии, расширил понимание механизмов уязвимости к нарушениям психосоциального функционирования.

В статье проанализированы данные интернет-опросов, последовательно проводившихся на протяжении 2020—2021 гг. среди иностранных и российских студентов вузов из ряда регионов (Республика Мордовия, Пензенская область, Свердловская область). Методический инструментарий исследования включал в себя шкалу социальной фобии, шкалу оценки социальной фобии и схемный опросник Дж. Янга.

Установлено, что карантинные ограничения (в том числе физическое дистанцирование) позволяют избегать корректирующего опыта социального взаимодействия и, что было вполне предсказуемо, могут маскировать устойчивые функциональные нарушения, связанные с уровнем социальной тревоги, тем самым усиливая значимые поведенческие и познавательные стратегии.

Результаты исследования расширили понимание механизмов уязвимости к нарушениям психосоциального функционирования, дезадаптации, психоэмоционального состояния. Полученные данные будут полезными при разработке методов дистанционного обучения и мер психологической поддержки студентов с целью снижения негативных последствий ограничений в области социального взаимодействия.

Благодарность. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00445 «Социально-психологическая адаптация трудовых мигрантов в России: условия, факторы и механизмы».

Биографии авторов

Всеволод Валентинович Константинов, Пензенский государственный университет

  • Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
    • доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общая психология»

Роман Викторович Осин, Пензенский государственный университет

  • Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
    • кандидат психологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Константинов, В. В., & Осин, Р. В. (2022). Иностранные студенты российских вузов в условиях пандемии COVID-19: социальная тревога и психоэмоциональное состояние. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (6). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2269