Одомашнивание искусственного интеллекта: умные колонки и трансформация повседневной жизни

Авторы

  • Андрей Михайлович Корбут Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-3835-9863

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1808

Ключевые слова:

умные колонки, социология повседневности, дом, искусственный интеллект, этнометодология

Аннотация

Появившись относительно недавно, в 2014 г., умные колонки (портативные колонки с интегрированным голосовым помощником) уже стали для многих пользователей привычной частью домашней обстановки. В данной работе рассматривается, какие трансформации происходят в социальных практиках в результате появления в домохозяйствах умных колонок. В статье анализируются два аспекта одомашнивания искусственного интеллекта при использовании умных колонок: 1) включение умных устройств в повседневную домашнюю культуру, 2) формы и способы взаимодействия с умными устройствами. Преобразование домашней социальности, к которому приводит появление умных колонок, заключается, с одной стороны, в изменении рутинных домашних практик (приготовления еды, уборки, прослушивания музыки, установки будильника, выяснения прогноза погоды и т.д.). В некоторых случаях умные колонки меняют только фон деятельности, но в других случаях трансформируют способ и частоту ее осуществления. С другой стороны, появление умных колонок приводит к новым формам коммуникации, которые ранее были непривычны для домашней жизни. Например, пользователи чаще используют громкую речь, избегают определенных фраз и выражений для сохранения приватности или начинают фразы с обращения к собеседнику.

В статье с опорой на данные существующих исследований, автоэтнографические наблюдения автора и анализ фрагментов разговоров с умной колонкой показывается, что, несмотря на стремление разработчиков умных колонок сделать их использование «естественным», подобные разговаривающие устройства требуют от пользователей не просто применения к искусственному интеллекту привычного способа взаимодействия, а выработки новых форм взаимодействия и социальности.

Благодарность. Статья подготовлена в сотрудничестве с Лабораторией геймификации Сбербанка.

Биография автора

Андрей Михайлович Корбут, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии

Опубликован

2021-03-04

Выпуск

Раздел

Цифровизация