Дисциплинарные практики цифрового селф-трекинга: между эмансипацией и контролем

Авторы

  • Александра Михайловна Давыдова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-1922-1017
  • Мария Алексеевна Солянова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-9392-1076
  • Кристина Соренсен Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-7052-2985

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1797

Ключевые слова:

продукты цифрового селф-трекинга, дисциплинарные практики, квантификация телесности, мобильные приложения, контроль со стороны трекеров, пользователь цифровых трекеров

Аннотация

В связи с растущей цифровизацией общества селф-трекинг через приложения и устройства стремительно набирает популярность. Несмотря на его обширную экспансию в разные сферы жизни, сам феномен имеет противоречивую природу. С одной стороны, селф-трекинг способствует расширению возможностей для самопознания с целью дальнейшего преобразования себя, с другой — мобильные технологии вторгаются в личное пространство индивида, устанавливая контроль над практиками повседневной жизни. Именно такой парадоксальный характер цифрового селф-трекинга подталкивает к его дальнейшему и более детальному изучению.

В рамках исследования проведена серия интервью с пользователями различных цифровых трекеров. В результате были выявлены основные механизмы осуществления контроля со стороны мобильных приложений. Они выражаются в наборе дисциплинарных (уведомления, визуализация данных пользователя) и социальных практик (шеринг во внутренних и внешних социальных сетях). Также в фокусе оказалась специфика взаимоотношений «пользователь — трекер», характеризующаяся не только стилями потребления и ролями, ранее описанными в литературе, но и механизмами легитимации контроля и трансформацией использования. Все перечисленные аспекты цифрового селф-трекинга связаны с тем, как пользователи проводят границу между контролем и эмансипацией.

Благодарность. Статья подготовлена в сотрудничестве с Лабораторией геймификации Сбербанка.

Биографии авторов

Александра Михайловна Давыдова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка  образовательной программы «Социология» 

Мария Алексеевна Солянова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка  образовательной программы «Социология»

Кристина Соренсен, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка  образовательной программы «Социология»

Опубликован

2021-03-04

Выпуск

Раздел

Цифровизация

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)