Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000—2017 гг.: типы региональных ситуаций и предикторы различий

Авторы

  • Ксения Александровна Адамович Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-4477-2809

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1792

Ключевые слова:

пространственное неравенство, образовательные траектории, динамика региональных показателей, доступ к высшему образованию, региональные различия

Аннотация

 

В статье исследуются региональные различия в выборе образовательной траектории после 9-го класса, а также динамика этих различий с 2000 по 2017 гг. В наблюдаемый период произошел рост неравенства между регионами в доле учащихся, выбравших академическую траекторию. С использованием динамического алгоритма трансформации временных шкал было выделено три типа региональных сценариев динамики этого показателя. Первый тип отражает постепенное снижение доли учащихся, выбравших академическую траекторию, в период с 2000 по 2017 гг. В регионах второго типа снижение этого показателя началось позднее, с 2006 г. Регионы третьего типа показали резкий спад доли выпускников 9-х классов, выбравших академическую траекторию, в период с 2001 по 2003 гг., а затем значительный рост этого показателя в 2014—2016 гг. В рамках теории социального неравенства Пьера Бурдье, адаптированной американскими географами для исследований пространства, факторы различий в сценариях рассматриваются в разрезе двух аспектов — социального пространства учащихся и их среды обитания. Показано, что в зависимости от социального пространства учащихся эффекты изменений в образовательной политике могут варьироваться. В долгосрочной перспективе это чревато дальнейшим ростом социально-экономического неравенства регионов.

Благодарность. Статья подготовлена в ходе работы по Программе фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5–100».

Биография автора

Ксения Александровна Адамович, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аспирант, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании

Загрузки

Опубликован

2022-03-07

Как цитировать

Адамович, К. А. (2022). Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000—2017 гг.: типы региональных ситуаций и предикторы различий. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1). https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1792

Выпуск

Раздел

Социология образования