Цвет как инструмент управления эмоциями в публикациях о пандемии COVID-19 в русскоязычных онлайн-СМИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1745

Ключевые слова:

цвет, социология эмоций, социология цвета, эмоциональный менеджмент, пандемия COVID-19, русскоязычные онлайн СМИ

Аннотация

В статье представлены результаты анализа цвета визуальных репрезентаций пандемии COVID-19 в русскоязычных онлайн СМИ в контексте драматургических, культурных и ритуальных теорий эмоций в социологии. Исследование проводилось в феврале–августе 2020 г. и основано на комплексной методике, включающей контент анализ и оналйн эксперименты. На первом этапе методом контент-анализа изучалась эмоциональная энергия цветовых образов коронавируса. Материалом исследования стали связанные с коронавирусом публикации официально зарегистрированных русскоязычных онлайн СМИ. Отбор единиц исследования (N=1200) проводился с использованием многоступенчатой кластерной стратегии, а для их сортировки применялась функция поиска по ключевым словам и доминирующему цвету Google. Данные второго этапа собирались в ходе двух онлайн экспериментов, в которых приняли участие 344 человека (246 женщин и 98 мужчин в возрасте от 18 до 78 лет), и использовались для анализа эффективности эмоционального менеджмента с помощью русскоязычной версии «Женевского колеса эмоций». Проведенный контент-анализ показал, что наиболее тиражируемым сюжетом визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в российских онлайн медиа является изображение источника инфекции — вируса COVID-19. Цвет изображения используется для поддержания эмоционального тона информационного сообщения и коррелирует с темой, представленной общей оценкой ситуации и оценкой перспектив ее развития. При восприятии цветовых образов коронавируса в разных гендерных и возрастных группах доминируют три базовые эмоции — интерес, страх и отвращение. Сливаясь с отвращением, все качества информации, которые обычно хорошо работают для привлечения внимания (новизна, неопределенность, необычность и неизвестность), вместо этого вызывают совершенно другую эмоцию — страх.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-29-09145 «Картография цвета: диагностика развития цветонаименований русского языка с использованием естественно-научных, историографических, социологических и психологических методов».

Биографии авторов

Юлия Александровна Грибер, Смоленский государственный университет

  • Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

    • доктор культурологии, профессор кафедры социологии и философии,
    • директор «Лаборатории цвета»

Елена Евгеньевна Сухова, Смоленский государственный университет

  • Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия
    • кандидат социологических наук, декан социологического факультета

Опубликован

2020-12-30