Соотношение административного и финансового ресурсов в ходе избирательных кампаний в современной России: региональная специфика

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1655

Ключевые слова:

избирательные кампании, административный ресурс, финансирование выборов, вертикаль власти

Аннотация

В статье обсуждается вопрос о соотношении административного и финансового ресурсов как условий победы на выборах, а также о степени подконтрольности и автономии российских предпринимателей в их электоральной активности. На основе интервью с лицами, причастными к проведению избирательных кампаний в разных регионах страны (политтехнологи, чиновники, предприниматели), выявлены три модели выборов (жесткая, мягкая и конфликтная) в зависимости от того, какую роль играет финансовый ресурс по отношению к административному — комплементарную или субсидиарную. Административный ресурс представляет собой использование властных полномочий как через избирательное применение формальных норм, так и через формирование специальных внелегальных практик, связанных с контролем над избирательным процессом. Однако одним административным ресурсом кампании не выигрываются. Для этого необходим финансовый ресурс, основным поставщиком которого выступают предприниматели. В статье анализируются особенности региональных моделей с различным соотношением влияния административного и финансового ресурса на результаты выборов. Показано, что финансовые возможности бизнеса могут быть комплементарны административному ресурсу или, наоборот, составлять ему конкуренцию.

Благодарность. Работа выполнена в рамках проекта «Неформальные практики организации и проведения избирательных кампаний в современной России» при поддержке Фонда социальных исследований «Хамовники» (рук. С.Ю. Барсукова).

Биографии авторов

Светлана Юрьевна Барсукова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии департамента социологии факультета социальных наук

Сергей Николаевич Левин, Кемеровский государственный университет

  • Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
    • доктор экономических наук, доцент

Опубликован

2020-09-06

Выпуск

Раздел

Государство и общество