Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ

Авторы

  • Илья Алексеевич Коршунов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-0706-0308
  • Аркадий Михайлович Тюнин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-8465-9563
  • Наталия Николаевна Ширкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-4040-024X
  • Максим Сергеевич Мирошников Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-6313-9048
  • Ольга Алексеевна Фролова Нижегородский государственный инженерно-экономический институт https://orcid.org/0000-0002-9813-2794

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627

Ключевые слова:

профессиональное обучение, дефицит навыков, ключевые компетенции, форматы обучения, самообразование, формирование навыков, документы об образовании, образование взрослых

Аннотация

На основе данных опроса сотрудников и работодателей малых и средних компаний в работе проанализированы факторы, влияющие на выбор образовательных программ и форматов обучения, в том числе среди различных профессиональных групп.

Обнаружено, что картина имеющихся дефицитов навыков значительно различается по мнению работодателей и работников: работодатели отмечают, что у сотрудников не развиты необходимые предприятию компетенции, а работники больше внимания уделяют преодолению дефицита навыков, необходимых для их индивидуального карьерного роста. Работники обращают внимание на внешние атрибуты (удобное расписание, бренд организации), а работодатели больше внимания уделяют содержанию образовательной программы (результативности и специфике приобретаемых навыков для своих сотрудников). Ориентация работодателей на содержательные характеристики образовательной программы объясняется приоритетом накопления специфического человеческого капитала, соответствующего потребностям конкретного предприятия, а ориентация сотрудников на внешние условия реализации — более высокой оценкой полученной квалификации другими работодателями.

Результаты исследования показали приоритет информального обучения, используемого для устранения дефицита навыков респондентами с высшим и средним профессиональным образованием. Данные варианты обучения расцениваются работниками в качестве наиболее эффективных и позволяют компенсировать недостаток неформального обучения. Установлено, что преобладающее большинство работников предпочитает учиться в собственной организации от опытных коллег,также ценится и считается наиболее рейтинговым документ об образовании, выданный университетом.

Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере образования взрослых, руководителям HR-служб и подразделений дополнительного образования университетов, а также руководителям предприятий малого и среднего бизнеса с целью оптимизации процесса обучения персонала.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

Биографии авторов

Илья Алексеевич Коршунов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник, Институт образования

Аркадий Михайлович Тюнин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • аналитик, Институт образования

Наталия Николаевна Ширкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Институт образования

Максим Сергеевич Мирошников, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • младший научный сотрудник, Институт образования

Ольга Алексеевна Фролова, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

  • Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино, Россия, Россия
    • доктор экономических наук, профессор

Загрузки

Опубликован

2021-05-08

Как цитировать

Коршунов, И. А., Тюнин, А. М., Ширкова, Н. Н., Мирошников, М. С., & Фролова, О. А. (2021). Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ . Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (2). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627

Выпуск

Раздел

Социология образования