От самообразования к самозанятости: непарадный вход молодежи на рынок труда

Авторы

  • Наталья Петровна Касаткина Научный центр социально-экономического мониторинга; Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева https://orcid.org/0000-0002-0940-2087
  • Наталья Викторовна Шумкова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева https://orcid.org/0000-0002-2330-0028

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1600

Ключевые слова:

молодежь, карьера, самозанятость, самообразование, рынок труда

Аннотация

В статье раскрываются причины, стимулирующие самоорганизационное поведение молодежи на рынке труда, которое понимается как конструирование трудовых карьер, альтернативных традиционным социальным практикам. Самозанятость рассматривается в качестве специфичной трудовой карьеры, имеющей бинарный алгоритм выбора: добровольная либо вынужденная стратегия. Цель исследования — анализ роли формального образования и самообразования в карьере самозанятых.

Эмпирическую базу исследования составляют данные авторского анкетного опроса молодежи Республики Мордовия в возрасте 18—35 лет (n = 490, апрель — май 2019 г.); онлайн-опроса, проведенного ГКУ РМ «НЦСЭМ» среди студентов выпускных курсов трех вузов Республики Мордовия (n = 1 943, март — май 2019); а также серии полустандартизированных и фокус-групповых интервью, проведенных авторами в 2019—2020 гг. среди самозанятой молодежи Республики Мордовия (критерии отбора — наличие опыта самозанятости более 1 года, возраст от 18 до 35 лет).

Согласно полученным данным, выбор молодежью самозанятости носит скорее вынужденный характер. Он вызван маргинализацией профессионального статуса, свидетельствующей о дисфункции института высшего профессионального образования. Кризис профессиональной идентичности, невостребованность полученного образования на рынке труда, осознание недостаточности имеющихся знаний и навыков стимулируют поиск способов повышения конвертируемости своего человеческого капитала и возможных путей адаптации к неопределенности на рынке труда. Бэкграунд формального образования в карьерах самозанятой молодежи способствует развитию soft skills (неспециализированных надпрофессиональных навыков) и в то же время характеризуется обесцениванием hard skills (профессиональных компетенций). Набор востребованных навыков на рынке труда достраивается самозанятыми с помощью самообразования. Молодежь реализует «дисперсивную модель» развития собственного человеческого капитала не только в системе формального образования, но и посредством неформального и информального обучения, приобретая разнообразные по профессиональному содержанию умения и навыки.

Данное исследование демонстрирует, что самообразовательные практики выполняют важную роль в формировании альтернативных карьерных траекторий молодежи, позволяющих интегрироваться в современный рынок труда.

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта «Социальное пространство рынка труда Республики Мордовия: самозанятость молодежи» (№ 18-411-130016 р_а).

Биографии авторов

Наталья Петровна Касаткина, Научный центр социально-экономического мониторинга; Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева

  • Научный центр социально-экономического мониторинга, Саранск, Россия
    • кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник
  • Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, Россия
    • доцент кафедры социологии

Наталья Викторовна Шумкова, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

  • Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, Россия
    • кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

Опубликован

2020-07-07