«Нормально мы будем работать»: адаптация незрячих студентов в вузах

Авторы

  • Никита Викторович Большаков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-8976-7248
  • Алена Сергеевна Бабкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-7897-1833

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1586

Ключевые слова:

адаптация, образовательные потребности, высшее образование, инвалидность, нарушение зрения

Аннотация

Формирование инклюзивного общества подразумевает создание системы, предоставляющей условия для реализации потенциала всех граждан, в том числе людей с инвалидностью. Особую роль при этом играют организации высшего образования, к которым предъявляются повышенные требования доступности, причем речь идет не только о преобразовании архитектурных и технических условий, но и о создании в целом инклюзивной образовательной и социальной среды, способствующей максимальной адаптации людей с инвалидностью, и в частности незрячих, для обучения которых необходима выработка уникального подхода. В представленном исследовании четыре формы адаптации незрячих студентов к процессу обучения в высших учебных заведениях (формальная, дидактическая, общественная и профессиональная) рассматриваются в разрезе трех временных этапов: превентивного, срочного и долговременного. На основе анализа интервью с незрячими студентами московских вузов описаны практики адаптации, характерные для каждой из форм, а также специфика их реализации. Так, формальная и общественная адаптация начинаются еще на этапе превентивной адаптации к вузу, а профессиональная — только в момент долгосрочной адаптации, причем, как правило, в вузах отсутствуют инструменты системной поддержки адаптационных процессов, поэтому все вопросы решаются за счет индивидуальных договоренностей между незрячими студентами и одногруппниками, преподавателями и административным персоналом. Как правило, сами незрячие в данных условиях выполняют организационную функцию, транслируя правила коммуникации с людьми с нарушениями зрения внутри вуза, а также варьируя способы репрезентации себя при взаимодействии с разными агентами на указанных временных этапах.

Благодарность. Статья подготовлена в результате проведения работы в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».

Биографии авторов

Никита Викторович Большаков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации
    • младший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции

Алена Сергеевна Бабкина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • cтудентка магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков»

Опубликован

2020-11-09

Выпуск

Раздел

Социология здоровья