Использование контент-анализа и информационно-целевого анализа текстов при исследовании концепции общественного идеала, разрабатываемой представителями школы П.И. Новгородцева
Ключевые слова:
контент-анализ, анализ текста, информационно-целевой анализ текста, история социологии, НовгородцевАннотация
В статье рассматривается опыт применения таких социологических методов, как контент-анализ и информационно-целевой анализ в исследовании наследия представителей отечественной социальной мысли - П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева. Автор применяет методологическую модель, называемую семантико-структурным анализом, которая базируется на сочетании классического качественно-количественного контент-анализа и метода информационно-целевого анализа. На первом этапе исследования текстов было верифицировано и доказано предположение об идентичности теоретических основ концепции общественного идеала и стилистическом сходстве ее репрезентации. На втором этапе осуществлялся смысловой анализ работ, на третьем – семантико-структурный анализ. Исследование позволило сделать следующие выводы. Обосновано существование единой школы Новгородцева, представленной его учениками: Вышеславцевым, Алексеевым и Ильиным. Установлено, что редставители этой школы разрабатывали концепцию общественного идеала, характеризующуюся схожими концептуальными позициями. Эта концепция оказалась теоретически слабо обоснованной, внутренне противоречивой и принципиально нереализуемой. Концепция общественного идеала, разрабатываемая школой Новгородцева, представляет собой исключительно идеологическую, абстрактную схему, которая не имеет отношения к социальной практике.Загрузки
Опубликован
2013-12-31
Выпуск
Раздел
Теория, методология и методы