Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1266

Ключевые слова:

языковая политика, языковые противоречия, общероссийская идентичность, образование, российские республики

Аннотация

Статья посвящена анализу актуальных проблем языковой политики и практики в России в последние несколько лет. Использованы данные массового опроса по репрезентативной общероссийской выборке, проведенного ВЦИОМ по заказу ФАДН России, а также материалы социологических исследований в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), реализованных Центром исследования межнациональных отношений ФНИСЦ РАН. В контексте актуализации вопросов статуса русских и русского языка в общественно-политическом пространстве показано, что в общероссийской гражданской идентичности русский язык как идентификатор значим для почти половины россиян и уступает только общему государству. Важный вывод состоит в том, что русский язык как идентификатор общероссийской гражданской идентичности значим для русских в гораздо большей мере, чем для людей других национальностей, и усиление его позиций в правовом поле может иметь дестабилизирующее влияние на межэтническое согласие. В контексте языковых противоречий в образовании в статье выявлена преобладающая установка россиян в целом на добровольное изучение государственных языков республик, впервые изученная на общероссийской выборке.

Биография автора

Екатерина Михайловна Арутюнова, Институт социологии ФНИСЦ РАН

  • Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
    • кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Опубликован

2020-09-06

Выпуск

Раздел

Этносоциология