Между политикой и шоу-бизнесом: публичный дискурс в социальных медиа о Ксении Собчак, единственной женщине-кандидате на пост президента на выборах-2018

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1254

Ключевые слова:

социальные медиа, публичный дискурс, онлайн-дискуссии, президентские выборы, политика в России, Ксения Собчак

Аннотация

В статье анализируется общественный дискурс в социальных сетях относительно кампании единственной женщины-кандидата в президенты России на выборах 2018 г. Ксения Собчак — широко известная фигура в России, которая начинала карьеру как телеведущая, но впоследствии изменила свой имидж и попыталась стать серьезным журналистом и, наконец, политиком.

Фигура Собчак представляет собой интересный предмет для исследований по нескольким причинам. Во-первых, образ женщин в политике недостаточно хорошо изучен в сфере коммуникационных исследований в связи с их низкой репрезентацией в политической среде. Во-вторых, пример Ксении Собчак как кандидата в президенты во время выборов 2018 г. позволяет рассмотреть ее имидж не только с точки зрения ее образа как политика. Собчак подрывает традиционные представления о роли женщины в обществе. Сквозь призму этого конкретного примеры можно увидеть отношение российского общества к женщинам, занимающим активную гражданскую позицию.

В данном исследовании рассматривается общественная дискуссия в социальных сетях, посвященная кампании Ксении Собчак. Для этого были проанализированы сообщения в пяти ведущих социальных сетях (Facebook, Instagram, «Одноклассники», «ВКонтакте», Twitter). Компьютерный сентимент-анализ показал, что прошлое Ксении Собчак как ведущей скандальной телепередачи до сих пор негативно влияет на ее политическую карьеру. Публичное обсуждение в анализируемой выборке было сосредоточено в основном на скандалах, связанных с прошлым Собчак, и в меньшей степени на ее заявлениях в период предвыборной кампании.

Биографии авторов

Диана Юрьевна Кульчицкая, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
    • кандидат филологических наук, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики 

Анастасия Олеговна Фольц, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
    • кандидат филологических наук, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики 

Загрузки

Опубликован

2020-09-06

Как цитировать

Кульчицкая D. Y., & Фольц A. O. (2020). Между политикой и шоу-бизнесом: публичный дискурс в социальных медиа о Ксении Собчак, единственной женщине-кандидате на пост президента на выборах-2018. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (4). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1254

Выпуск

Раздел

Медиасоциология