психологическое насилие, физическое насилие, психотравмирующие события, удовлетворенность образовательной организацией
Аннотация
Приведен анализ мнений школьников (N=6606) и студентов колледжей (N=1034) о наличии ситуаций физического и психологического насилия в школах и колледжах г. Москвы. Продемонстрировано, что ситуации психологического насилия отмечаются обучающимися школ и колледжей чаще, чем ситуации физического насилия. Показано, что ситуации, связанные с унижением, оскорблением, высмеиванием, отвержением, безразличием, подавлением и т.п. со стороны педагогов и сверстников, являются наиболее травмирующими. При этом, школьники выделяют их в качестве психотравмирующих жизненных событий значительно чаще, чем студенты. Показано, что в школах чаще, чем в колледжах встречаются ситуации физического и психологического насилия. Обнаружено, что в ситуациях нарушения безопасности, обучающиеся школ и колледжей обратились бы за помощью к своим классным руководителям или кураторам групп. Именно такой педагог становится авторитетной личностью и входит в референтную группу школьников и студентов наряду с друзьями. Выявлен низкий уровень доверия школьников и студентов к психологам образовательных организаций.