Этнография бумажных квартирных опросов

Авторы

  • Надежда И. ГАЛИЕВА The Laboratory for Federative Research Methodology, Russian Presidential Academy for National Economy and Public Administration
  • Дмитрий М. РОГОЗИН The Laboratory for Federative Research Methodology, Russian Presidential Academy for National Economy and Public Administration https://orcid.org/0000-0003-3311-0524

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.5.03

Ключевые слова:

этнографический метод, включенное наблюдение, квартирный опрос, полевой этап, фабрикация, фальсификация, личное интервью

Аннотация

Квартирные опросы сегодня продолжают оставаться самым востребованным инструментом сбора социологической информации, позволяющим получать сведения максимально полные и качественные. Однако качество информации, полученной в ходе личного интервью, во многом определяется качеством работы интервьюера. Это выражается в его осознанном стремлении выполнить все инструкции и не допустить недоброкачественных сведений на полевом этапе вследствие искажения формулировок вопросов, нарушения их очередности и т.д. Зачастую большое количество ошибок поля сводятся к фальсификациям интервьюеров, в свою очередь, обусловленным отсутствием предварительной подготовки и инструктажа. Авторы данной статьи предприняли попытку посмотреть, как устроен полевой этап исследования с применением технологий квартирного опроса и как организована работа интервьюеров, устроившись внештатными сотрудниками в одну из лидирующих опросных компаний. В ходе исследования обнаружено, что методическая организация работы интервьюеров (в том числе групповые инструктажи, тренинги) практически отсутствует и выражается лишь в единичных правилах, появляющихся от случая к случаю. Интервьюеры вовсе не включены в процесс работы компании и вынуждены действовать по наитию, самостоятельно ориентируясь и по собственному почину продумывая тактики оптимизации работы на просторах исследовательского поля. Отсутствие регулярного взаимодействия с коллегами и руководством побуждает интервьюеров создавать собственные практики и правила поведения, основанные на фальсификациях и фабрикациях, в чем авторы убедились на собственном опыте проведения опросов

Загрузки

Опубликован

2014-11-10

Как цитировать

ГАЛИЕВА, Н. И., & РОГОЗИН, Д. М. (2014). Этнография бумажных квартирных опросов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 31. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.5.03

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)