Сопротивление переменам среди учителей начальной школы как фактор использования ими ИКТ

Авторы

  • Дарья Игоревна Колыгина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-8621-7689
  • Анастасия Васильевна Капуза Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-4982-5663

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.810

Ключевые слова:

ИКТ, начальное образование, сопротивление переменам, учителя, структурное моделирование

Аннотация

Множество исследований информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании показывают, что для их успешного применения в образовательном процессе необходимо учитывать характеристики ключевых агентов образования — учителей. В данной работе исследуется связь между индивидуальными характеристиками учителей начальной школы, в частности сопротивления переменам, и использованием ими ИКТ в учебном процессе. Для этого были проанализированы данные опроса 347 учителей третьих классов. Проведенное структурное моделирование показало, что навыки ИКТ учителей положительно связаны с использованием ИКТ на уроках, при этом сопротивление переменам является медиатором этой связи. В то же время уровень сопротивления переменам отрицательно связан с использованием ИКТ на уроках и никак не связан с использованием ИКТ в личных целях. Таким образом, даже обладая навыками ИКТ, учителя не стремятся применять их в классе и менять свою рутинную профессиональную деятельность. Это важно учитывать при внедрении инноваций в образовательный процесс, также необходимо обратить особое внимание на преодоление такого внутреннего барьера к инновациям, как сопротивление переменам среди учителей.

Благодарность. Статья подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».

Биографии авторов

Дарья Игоревна Колыгина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • студентка второго курса магистратуры, стажер-исследователь Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования

 

Анастасия Васильевна Капуза, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
    • научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования

Опубликован

2020-09-06

Выпуск

Раздел

Социология образования