Насколько разумна наша вера в результаты опросов, или нарушение исследовательской этики в социологических исследованиях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.3.02

Ключевые слова:

полевая документация, полевой этап, нарушение научной этики, фабрикация, фальсификация, качество социологических данных, процедура опроса, личное интервью

Аннотация

Зачастую у заказчика нет возможности самостоятельно проверить достоверность предоставляемых опросной компанией данных и оценить проведенное исследование с точки зрения нарушения научной этики. В таких случаях приходится полагаться на личную и профессиональную честность менеджеров и руководителей опросной компании, особенно если речь идет о закрытом исследовании. В данной статье описана обратная ситуация, когда по требованию заказчика почти вся полевая документация была предоставлена. Опрос проводился в августе 2013 г. одной из лидирующих компаний на рынке маркетинговых исследований. Таким образом, в статье анализируются анкеты общероссийского опроса, маршрутные листы интервьюеров, описание выборки, предоставленный опросной компанией методический отчет, база приписок интервьюеров к точкам выборки. На основе имеющихся данных автор статьи поднимает вопрос о качестве социологических данных, а также описывает различные виды нарушения научной этики, например, фабрикацию и фальсификацию. В результате анализа всей полевой документации автор находит преемственность только в 74% данных, обнаруживает 2 случая явной фальсификации и заключает, что без ошибок (несуществующих домов, нарушений шага, наличия нежилых домов) отработан только 21% маршрутов.

Загрузки

Опубликован

2014-07-10

Как цитировать

ИПАТОВА, А. (2014). Насколько разумна наша вера в результаты опросов, или нарушение исследовательской этики в социологических исследованиях. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 26. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.3.02

Выпуск

Раздел

Теория, методология и методы